Российский рынок ecommerce-2015: анализ, итоги, прогнозы на будущее

Российский рынок ecommerce-2015: анализ, итоги, прогнозы на будущее

Согласно подсчетам аналитического агентства Data Insight в 2015 году объем внутреннего российского рынка ecommerce (физические товары) превысил 805 млрд. рублей, это на 16% больше, чем в минувшем году. Однако с учетом инфляции рост в рублевом выражении составил не более 3%. При этом долларовая выручка сократилась более чем на 20%. Похожие данные по итогам совместного с "Почтой России" исследования предоставил недавно руководитель НАДТ Александр Иванов.

2015: что в сухом остатке

Покупки россиян в отечественных интернет-магазинах составили 80% (более 649 млрд. руб.) от общего объема рынка ecommerce, 20%, соответственно, пришлось на зарубежные интернет-магазины.

В исследование эксперты не включили данные по  онлайн-покупкам билетов, контента, интернет-заказам еды, корпоративным и оптовым продажам.

Российский рынок ecommerce-2015 - 1


Российский рынок ecommerce-2015 - 2

В целом за весь год россияне оформили чуть более 240 млн. онлайн-заказов. На долю иностранных магазинов пришлось 30%. При этом четко прослеживается замедление роста российского рынка ecommerce не только в рублевом выражении, но и в натуральном – числе заказов. В докризисном 2013 году число заказов увеличилось на четверть, в 2014, в связи с предновогодним ажиотажем на фоне обвала рубля – на 17%, а в 2015 количество заказов увеличилось всего на 8%.

Российский рынок ecommerce-2015 - 3

Российский рынок ecommerce-2015 - 4

Рублевый прирост размера среднего чека составил 8%. Если  в 2014 году он едва превышал 3700 руб., то в 2015 перешагнул отметку в 4000 руб. Вместе с тем, в долларах размер среднего чека сократился почти на 25% с $ 90 до $ 67. По данным аналитиков  Data Insight, для 2015 года характерно заметное снижение доли покупок премиум-класса. Также эксперты отметили перераспределение между категориями  товаров – от дорогих (БТиЭ) к товарам повседневного спроса.

Коренной перелом

По мнению Федора Вирина, одного из основателей Data Insight, коренной перелом в поведении покупателей произошел летом 2015 года, когда большинство россиян осознало, что кризис закончится не так быстро, как обещали.

При этом аналитик рассказал об одном интересном эффекте. В первом полугодии 2015 года россияне еще не слишком экономили, для данного периода характерен довольно высокий средний чек, прежде всего, за счет роста цен.  Однако по мере увеличения инфляции россияне начинали понимать, что в условиях кризиса стоит тратить меньше. «Полное осознание в необходимости экономии пришло к россиянам во второй половине года», – подчеркнул г-н Вирин.

В минувшем году неплохую динамику роста продемонстрировали регионы. Наибольший прирост онлайн-продаж отмечен на Сахалине, в Приморском и Хабаровском крае, Воронеже и Новосибирске.

Российский рынок ecommerce-2015 - 5

Заграница нам поможет?


Российский рынок ecommerce-2015 - 6

Рост доли онлайн-заказов, совершенных в зарубежных магазинах, составил почти 10%, с 24% в 2014 году до 34% в 2015 году. В денежном выражении доля зарубежных онлайн-заказов  от общего объема онлайн-заказов выросла на 7%, с 13% в 2014 году до 20% в 2015. Именно трансграничный сегмент обеспечил основной прирост количества интернет-заказов российских покупателей.

В минувшем году россияне сделали в зарубежных онлайн-магазинах более 80 млн. заказов, общая сумма  которых превысила $ 2,5 млрд. Прирост годового оборота кроссбордерных продаж составил  75% в натуральном эквиваленте и 28% в денежном. Второе полугодие 2015 года ознаменовалось особенно бурным ростом трансграничных покупок – плюс 47% в долларовом выражении.

Вместе с тем, эксперты зафиксировали снижение размера среднего чека почти на треть. В денежном выражении он составил чуть более $ 30. По мнению экспертов, это обусловлено, прежде всего, переориентированием покупателей с дорогих европейских и американских онлайн-магазинов на более дешевые торговые интернет-площадки из Поднебесной. Впрочем, даже недорогим китайским магазинам не удалось сохранить прежний средний чек, у них он также уменьшился почти на треть. А вот в рублевом выражении средний чек подрос порядка на 10-15%.

Российский рынок ecommerce-2015 - 7

По мнению экспертов из Data Insight, прирост объемов трансграничной торговли вовсе не означает убытки отечественных интернет-магазинов. Как уверяют эксперты,  в зарубежных интернет-магазинах наши покупатели  зачастую приобретают первый удачный опыт онлайновых покупок, избавляются от страха перед шоппингом в Интернете. Соответственно, происходит расширение покупательской аудитории. Совершая интернет-покупки за рубежом, наши покупатели приучаются делать предоплату, оформлять онлайн-платежи. Плюс ко всему, трансграничная онлайн-торговля способствует росту и развитию транспортно-логистической инфраструктуры на территории России.

Что год грядущий нам готовит

По мнению аналитиков Data Insight, в 2016 году следует ожидать увеличения внутреннего рынка  онлайн-продаж  на 15-20% и роста среднего чека. При этом, как уточнил Федор Вирин, рост чека будет обусловлен, в основном, инфляцией. Также эксперт предполагает, что трансграничный сегмент в текущем году ждет замедление темпов роста. Впрочем, как подчеркивает г-н Вирин, и нашим интернет-магазинам стоит готовиться если не к стагнации, то к очень незначительному росту количества заказов.

  • 25.01.2016
Возврат к списку